Отдел Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля (официальный сайт: goslitmuz.ru)

... Но должен быть такой на свете дом ...

                                                                    Белла Ахмадулина,

                                                        Памяти Бориса Пастернака, 1962

    

 

Музейное закулисье

Выставка «80 лет назад»

В Доме-музее Б.Л. Пастернака заработало пространство «Наш Гараж», в нем состоялась выставка «80 лет назад». В течение всего лета художница Соня Ванеян модифицировала выставочное пространство, работая с воспоминаниями, эмоциями и предложениями наших посетителей. «80 лет назад», выставка о 1937 годе, стала для нас и посетителей музея совместным проектом. Мы надеемся продолжать этот опыт. О том, что удалось и как развивался совместный проект, поговорили заведующая музеем Ирина Ерисанова и художник Софья Ванеян.

Соня Ванеян: Выставка посвящена 1937 году в СССР. 37й год был взят как условная точка отсчёта. Когда проект был ещё только на этапе разработки, на уровне идеи, я много раз ловила себя на мысли, что не понятно, как и что говорить о Большом терроре, репрессиях и расстрельных списках так, чтобы это не было игрой на чувствах, формальным перечислением имен и биографий, с одной стороны. А с другой, как высказаться по теме, которая, кажется, вообще всё помимо себя делает незначительным и неважным, так, чтобы оставалось место для зрителя с его личной историей и жизнью, для меня как художницы и зрительницы, как не обесценить ничей опыт. Более того, не просто высказаться и пойти дальше, а создать такую визуально-пространственную ситуацию, где человек хотел бы задержаться и подумать, где обострились бы его собственные ощущения, где бы начали формулироваться вопросы.

Все эти размышления, неуверенность, неоднозначность и стали в итоге основой. К относительно конечной форме выставку привели ещё вот какие наблюдения: работа с источниками и архивами - это в массе своей бесконечные бумага-отчеты-доносы-протоколы. Но эта же бумага, которая для кого-то в определенный момент была повседневной формальностью, бумажной волокитой, в результате может стать одним из инструментов возрождения образа человека к жизни. Как со временем меняется функция текста, как она сильно зависит от того, кто с ним, с текстом, контактирует. И ещё одна тема: бумага, текст, возможность писать - как освобождение, воздух, так и нагромождение, масса, за которой перестает быть видно происходящее вокруг.
Чем ещё был 37й, про что? Можем ли мы сказать, что всё, кроме преступлений периода Большого террора - не столь важно, т.к. в эмоциональном, чувственном, психофизическом плане практически никакие события не “дотягивают” и до него. “Возможно ли искусство после Холокоста?”

Ирина Ерисанова: Мне кажется, для нас это был очень важный и полезный опыт выставки, которую мы не просто предлагаем вместе делать. У нас уже была такая выставка в прошлом году, когда человек, приходящий на выставку мог поучаствовать в ее создании, но это участие предполагалось именно как какая-то «ручная работа». Людей это смущает, поскольку не все уверены в своих возможностях. Они с интересном смотрели выставку, но не проявили такого серьезного участия. А здесь мы предложили очень точную вещь. Соня создала такое «условное пространство», но там уже был какой-то сюжет и рассказ. Человек, входящий внутрь, начинал точно испытывать какие-то чувства. Он говорил о них или публиковал их, мы про них расспрашивали, и эти чувства каким-то образом двигали эту выставку, к ней возникало какое-то небольшое дополнение. Мне этот опыт особенно дорог вот этим человеческим посторонним участием. То, что я услышала, меня ошеломило, что говорит об очень важной составляющей выставки. Она не подсказывала им слова, а будила их собственные мысли, она провоцировала их на это чувство и размышление. Как это получилось, должны разбираться специалисты. Но то, свидетелем чему я была, стало одним из самых удивительных опытов.

Соня Ванеян: Мне бы хотелось сказать, что для меня тоже этот опыт очень важен и интересен, и я считаю, что, действительно, по сравнению с выставкой, которая была в саду, он более полно реализовался. Это именно опыт привлечения зрителя не как человека, которого мы поучаем или наставляем, а как полноценного собеседника. То есть мы предлагаем какие-то зацепки, акценты, от которых человек уже потом сам размышляет. Для меня было очень важным не быть эксперткой в этом, не давать каких-то однозначных оценок, утверждений, от которых нельзя отклоняться, а именно сформулировать максимальное количество вопросов в том контексте, в том ракурсе, чтобы они развивали самого человека. Мне кажется, в данном случае это удалось. Что еще интересно: непосредственно перед закрытием я думала о том, что один ракурс вообще не попал в фокус нашего внимания, это семейные истории, которые находятся “по другую сторону баррикад”, например, истории людей, чьи родственники были следователями, прокурорами, членами “троек” и т.д. Это опыт, который вообще не звучит.

Ирина Ерисанова: Тем не менее, там был один момент. Один молодой человек вдруг неожиданно обнаружил, раньше он на этом не фиксировал своего внимания, что его семья как раз включает два опыта. У него один прадед был репрессирован, а другой как раз работал в лагере. Я призываю всех не пренебрегать этими записями (записями посетителей о впечатлениях о выставке), потому что все, что там говорится очень небанально. То, что человек, входя на эту выставку, ощущал ответственность собственного высказывания, это ведь тоже результат работы этого пространства. По записям просто видно, что человек ищет не общие, а личные слова. То есть все видеозаписи демонстрируют именно личный опыт. И это здорово. Розамунда, американка, например, говорила о том, что в ее стране нет такого опыта, но есть другой, и она его вспомнила. Или француз, который говорил просто невероятные вещи про то, что он видит.

Соня Ванеян: Это был потрясающе глубокий анализ пространства.

Ирина Ерисанова: Это удивительно. Или даже ребята из театральной студии…Как они сразу сделали это пространство плацдармом своих собственных художественных размышлений. Именно поэтому такой опыт и кажется мне невероятно ценным. Более того, я даже убеждена, что пришло время именно таких выставок. Взывать надо именно к частному в частном. Оно должно заговорить, получить голос.

Соня Ванеян: Я достаточно часто сталкиваюсь с тем, что человек не знает, что есть такая опция, что его мнение может быть важно, что к нему могут прислушиваться, что художнику, интересно, что человек именно думает и чувствует. Ни когда это какая-то оценка, «мне понравилось или не понравилось», «было интересно или неинтересно», а именно какое-то приглашение к присутствию, желание выслушать и услышать.

Ирина Ерисанова: Да. Это получилось, и это опыт, которым, конечно, надо еще неоднократно воспользоваться.

Наши посетители о выставке:

https://youtu.be/smugodS3s8M
https://youtu.be/UI07KDDY4WI
https://youtu.be/MpdQCO9mOMQ
https://youtu.be/HH3DUD-9jyQ
https://youtu.be/dYGasQKh6DM

Вернуться к списку материалов

Анонсы

Внимание!

Уважаемые посетители! Информацию о мероприятиях в доме-музее Пастернака в Переделкине
вы можете получить на сайте Гослитмузея: goslitmuz.ru
В разделе - "Музейные отделы".

Контакты

Адрес:  142784, г.Москва, поселение Внуковское, пос.Переделкино, ул.Павленко, д. 3
Дом-музей Б.Л.Пастернака 

Заведующая отделом ГЛМ           "Дом-музей Б.Л.Пастернака":

Ирина Александровна Ерисанова

Хранитель:

Елена Леонидовна Пастернак

E-mail:  pasternakmuz@mail.ru

Телефоны: +7(495)934-51-75
+7 926-118-28-58

 Просим заказывать экскурсии заблаго-временно по телефону в часы работы музея.

Режим работы:
Вт.- Вс. - с 11.00 до 18.00
(касса прекращает работу за 30 мин. до закрытия)
Выходной день- понедельник
Последний вторник каждого месяца - санитарный день

Мы в социальных сетях

vk

Если Вы хотите посмотреть  мероприятия, прошедшие в нашем музее, вы можете зайти по ссылке на наш постоянно обновляемый канал на YouTube:

Наши партнеры

Экскурсии Леонида Видгофа

Предлагаем вашему вниманию замечательные экскурсии Леонида Михайловича Видгофа по литературным местам Москвы и ближайшего Подмосковья. Темы и порядок записи на экскурсии можно узнать на сайте: www.vidgof.com

Copyright © 2018 Дом-музей Б.Л.Пастернака в Переделкине. Официальный сайт. v.1.1.
 

Яндекс.Метрика