... Но должен быть такой на свете дом ...

                                                                    Белла Ахмадулина,

                                                        Памяти Бориса Пастернака, 1962

    

 

Музейное закулисье

 

ВЫСТАВКА «СОСЕДИ ПО ДАЧЕ»

В октябре состоялось закрытие первой в истории дома-музея Б.Л. Пастернака выставки, которая разместилась за пределами самого Дома. Целых два месяца мы строили Переделкино. Заново. С самого начала. Маленькое Переделкино в саду у Бориса Леонидовича. Как и в середине тридцатых годов место обрастало домами и вещами, появлялись новые персонажи, а некоторые – бесследно исчезали. Погода и воображение художников, незащищенность и неограниченность пространства стали главными факторами, определившими концепцию экспозиции. Художники Мария Кулагина и Соня Ванеян, научный сотрудник Галина Лютикова и заведующая музеем Ирина Ерисанова обсудили первый опыт «садовой» выставки и выяснили, почему их обязательно стоит делать.

Ирина Ерисанова: Мне кажется, что в нашей жизни намечается совершенно замечательная история – садовые выставки. Она как-то правильно была рождена – так рождается художественная идея. Поначалу была идея просто сделать выставку про соседей по даче. Как это бывает с обычными выставками, мы собирались искать документы и тому подобное. А наша насыщенная музейная жизнь нам не позволила так углубляться. На мое счастье мне встретился такой креативный человек как Соня Ванеян. Она тут же включилась в эту историю. Кто-то из нас предложил сделать скворечники. Один начал подхватывать идеи другого. Начался живой и безболезненный творческий процесс. Появилась идея, что на выставке должны быть не просто скворечники, а дома писателей, что это должно быть Переделкино, какой-то его образ. Эта мысль невероятно вдохновила, и стало ясно, что у нас уже есть выставка. А дальше – больше. Соня прекрасно умеет делать что-то руками, в этом мы убедились неоднократно. Единственное, что оставалось решить – какими материальными усилиями все это делать, ведь нужны были какие-то средства. Тогда мы подключили других художников, Федора Архипова и Машу Кулагину. И все равно чего-то не хватало, какой-то важной живой струи. И тогда возникла идея, что эту выставку надо делать совместными усилиями со всеми желающими людьми. Эту идею мы будем развивать в других проектах. Это наше общее, совместное действо.

Соня Ванеян: Для меня эта выставка была очень важна, поскольку диалог, который может происходить между посетителем выставки и самими объектами выставки, в данном случае произошел на совершенно новом уровне. Это было не просто чтение текста или информационное погружение за счет считывания легких образов. Но еще и постоянное перемещение по пространству выставки, смена ракурсов. Меня лично это вдохновляет и провоцирует на рождение новых мыслей. Диалог или обсуждение, конфликт или спор рождаются за счет перемещения, ощупывания, непосредственного, тактильного, физического, задействующего все органы чувств, за счет взаимодействия. Мне кажется, это очень важный и нужный метод подачи информации. При таком подходе любой человек может найти свое место, свой язык для высказывания. Здесь нет ничего неуместного, разве что только какая-то формальность или необдуманность, просто брошенная бумажка. Все, что привносится с целью включиться в диалог, мне кажется нужным и важным. Было бы здорово, если бы нам удалось привлечь к взаимодействию окружающих людей.

Ирина Ерисанова: Ты могла бы всей собой, всеми своими идеями, наполнить это пространство. А вот хорошо то, что пришло в голову, что можно подвинуться и дать возможность высказаться еще кому-то.

Мария Кулагина: Да, это замечательный проект. Мы с детьми [проект «Пастернаковский пленэр»] каждый раз тоже пытаемся что-то сделать, внедрить, ведь это то пространство, которое организуется кем-то одним, а потом каждый может туда вносить свою лепту. Поскольку я занимаюсь с детьми, я пытаюсь это сделать. Если кто-то приходит, мы пытаемся их подключить, и они тоже становятся участниками выставки. Каждый начинает проникать в это, старается понять, о чем идет речь, почему они это делают. Вот, например, мы делали птиц для выставки. Как можно связать писателя и птиц? Какие-то образы рождаются в детских головах исходя из их погруженности в процесс.

Ирина Ерисанова: Хочу продолжить эту мысль. В конце концов, вводить детей (речь идет о маленьких детях, а не школьниках, у которых в программе уже есть «Доктор Живаго») в эту непростую, взрослую тему, можно. Можно им, конечно, что-то рассказывать – и они не услышат. А можно что-то делать совместно и по ходу дела вводить в курс дела происходившего. Это чудеснейший опыт, опыт эмпатии – та жизнь, та чужая жизнь, становится частью их жизни. И это, по-моему, очень важно.

Соня Ванеян: Тот опыт, который у меня был при общении с детьми и привлечении их к выставке, в том числе и этой, абсолютно развенчивает миф о том, что детям надо все разжевывать, объяснять на трех пальцах, потому что на пяти они уже не поймут. Это очень опасное заблуждение, что дети примитивны и с ними невозможно вести серьезные разговоры. Во все эти сложные и важные вещи дети вникают. Отчасти уже потому, что ты с ними разговариваешь как с равными. Просто ты обладаешь бόльшим количеством знаний в силу возможностей и возраста. А вот уникальность мышления, уникальность подхода, свобода в выражении мыслей – все это у детей замечательнейшим образом присутствует. Для меня это очень важно. Например, одна из участниц пленэра выразила прекрасную идею – сделать книжку, которая наполнена какими-то насекомыми и вживлена в садовое пространство.

Галина Лютикова: Приходится признать, что дети и были основными участниками. Проблема со взрослыми. Втянуть взрослых в такое сотрудничество гораздо труднее. Выставка всех привлекает, все ее фотографируют, но дальше этого многих уже не вовлечь. Некоторые взрослые себя в качестве субъекта в данном действе вообще не рассматривают. Когда им предлагается взаимодействие с пространством, они встают в тупик.

Ирина Ерисанова: Это повод к тому, чтобы продумать и подготовить следующую выставку, уже не так спонтанно и художественно, как это произошло в этот раз. У нас уже есть идеи, две истории: в следующем году годовщина первой публикации «Доктора Живаго» и восемьдесят лет 1937 году. Выставка будет называться «Восемьдесят лет назад». А что касается взрослых, мне кажется, их надо рекрутировать.

Соня Ванеян: Просто говорить: «Это разрешается делать».

Ирина Ерисанова: Просто некоторые люди, которые бы с удовольствием за такое взялись, по какой-то причине не знают, что это у нас возможно.

Вернуться к списку материалов

Контакты

Адрес:  142784, г.Москва, поселение Внуковское, пос.Переделкино, ул.Павленко, д. 3
Дом-музей Б.Л.Пастернака 

Хранитель:

Елена Леонидовна Пастернак

Директор:

Ирина Александровна Ерисанова

E-mail:  pasternakmuz@mail.ru

Телефоны: +7(495)934-51-75
+7 926-118-28-58

 Просим заказывать экскурсии заблаго-временно по телефону в часы работы музея.

Режим работы:
Вт.- Вс. - с 11.00 до 18.00
(касса прекращает работу за 30 мин. до закрытия)
Выходной день- понедельник
Последний вторник каждого месяца - санитарный день
Copyright © 2017 Дом-музей Б.Л.Пастернака в Переделкине. Официальный сайт. v.1.1.
 

Яндекс.Метрика