... Но должен быть такой на свете дом ...

                                                                    Белла Ахмадулина,

                                                        Памяти Бориса Пастернака, 1962

    

 

Музейное закулисье

 

 

О выставке: «Урал впервые»

В нашем музее состоялась юбилейная тематическая выставка, посвященная столетию пребывания Б.Л. Пастернака на Урале. 26-летний Борис Пастернак в январе 1916 года едет во Всеволодо-Вильву конторским служащим на бывшие Морозовские заводы. Жизнь вдали от Москвы обещает множество новых ярких впечатлений, представляется возможностью многое обдумать, побыть наедине с самим собой. Пребывание на Урале, действительно, оказалось очень важным, завершив «доворот судьбы». В своем творчестве, поэзии, малой прозе, романе, писатель будет многократно возвращаться к уральским пейзажам, типажам и мыслям.

На выставке мы попытались передать значимость уральского периода в жизни и творчестве писателя и при этом отойти от привычной статичности экспозиции литературного музея. О результатах выставки и попытке создания интерактивной экспозиции для современного посетителя поговорили заведующая Домом-музеем Б.Л.Пастернака Ирина Ерисанова, историк литературы, писатель Наталья Громова, научные сотрудники музея Галина Лютикова и Анна Кознова. 

Галина Лютикова: Это была первая интерактивная выставка, когда все было задумано и выполнено так, чтобы посетитель практически вынужден был взаимодействовать с материалом выставки, - если хотел что-то понять и почувствовать. 

Ирина Ерисанова: Получился неплохой опыт. 

Наталья Громова: Хорошо, когда человек подходит и начинает взаимодействовать. Для него выставочное пространство становится каким-то «квестом», как сейчас говорят. Это не игра, но, во всяком случае, отсылка. 

Ирина Ерисанова: Недавно два дня подряд в музее были дети, которые приехали именно на выставку. Еще не заходя на выставку, я спросила ребят, есть ли у них какое-то представление о том, какая должна быть выставка в музее, и есть ли опыт подобной выставки. По выражению лиц я поняла, что этот опыт скорее печальный, чем оптимистический. И, действительно, выставки, которые представляют огромное значение для специалистов (по узкому вопросу, когда специалист может долго разглядывать документы), для школьников ценности не имеют. Дети еще мало знают о том, кому посвящена выставка, и такое хождение превращается для них в отбывание. Они как бы претерпевают выставку, ничего в нее не вкладывая. Я предложила детям получить новый опыт выставки. Я сказала: все, что вы увидите на столе, можно взять в руки, рассмотреть фотографии, письма и так далее. Это прекрасно сработало – я видела выражение их лиц, они читали письма, зачитывали строчки вслух. Было видно, что они там, внутри, как будто бы и без нашего участия. Хотя, конечно, об уральском периоде им было рассказано. 

Наталья Громова: У меня был подобный опыт выставки об эвакуации писателей в Чистополе во время войны. Дети принесли военные подстаканники, стояла швейная машинка. Это работало больше, чем любые фотографии. Для детей предметы, которые у них были дома, превратились вдруг в экспонаты. Вот ты можешь на них посмотреть и удивиться. Это хорошая трансформация. 

Ирина Ерисанова: Да, я подобное однажды наблюдала у Ольги Мельник в музее Пушкина. Дети приносили иногда какие-то немыслимые вещи. Это очень здорово, потому что дом превращается в некий исторический объект изучения. 

Наталья Громова: Подобное участие вещей, конечно, должно присутствовать. 

Анна Кознова: И не просто вещей, а участие вообще. Оказалось, что не только дети замучены мертвыми экспозициями, но и молодые люди, которые, казалось бы, должны знать, как себя вести в подобных интерактивах. И все равно они подходили к столу очень робко. Приходилось несколько раз повторять: «Вы можете взять письмо или фотографию, полистать альбом пермских видов». 

Наталья Громова: Это отчуждение, конечно! 

Анна Кознова: И только когда оставляешь посетителя наедине с выставкой, начинается раскрепощение. Люди листают, смотрят, достают письма из конвертов, испытывают настоящее удовольствие. 

Галина Лютикова: Тем более что небольшое и закругленное пространство верхней веранды очень располагает к такому самостоятельному «проживанию». Кстати, чисто визуально выставка производила сильное впечатление и на тех, кто не хотел или не мог интерактивно с ней взаимодействовать, например, на иностранных посетителей, которые были лишены удовольствия покопаться в развале писем, вынимать их из конвертов и читать. Объясняется это, как мне кажется, еще и тем, что некоторые из уральских фотографий мало известны – там, где он за пианино, на лошади. 

Ирина Ерисанова: Да, в нашем случаем мы добились того, чего хотели. По-моему, выставка получилась. 

Наталья Громова: А городской пейзаж на окнах, который был сделан на калькированной бумаге уже полдела решает. 

Ирина Ерисанова: Подобное рождается из обстоятельств, это невозможно придумать специально. Мы думали, как уйти от переделкинского пейзажа, чтобы влезть в так называемую временную паузу абсолютно другого времени и географического положения. Сначала мы хотели просто использовать фотографии местности, а потом вдруг возникла идея с рисунком города. Она тем и замечательна, что включает некую художественную акцию – ты не просто создаешь это пространство фотографиями, но еще и как-то по-особенному его видишь. Вообще замечательно получилось, художник здорово справился. Входишь – и сразу попадаешь в атмосферу города. 

Галина Лютикова: Немного жаль только, что на окнах оказалось пространство Перми, а не Всеволодо-Вильвы. Но и это тоже – обстоятельства: дореволюционных фотографий Всеволодо-Вильвы как места почему-то не существует, хотя, например, какие-то другие заводские поселки удостоились внимания тогдашних фотографов. 

Ирина Ерисанова: Надо сказать, что на выставке присутствует некоторая театральность. 

Наталья Громова: У нас все выставки театральные, здесь документ меньше работает. Я убедилась в этом, когда мы делали «Шум времени». 

Ирина Ерисанова: Но все-таки документ работает. На той выставке входящего ошеломлял образ времени. Если посетитель задерживался на какое-то время, включались живые, записанные голоса поэтов, а потом он смотрел на витрины с настоящими журналами – получалась какая-то совершенно уникальная рифма. 

Наталья Громова: Какая-то музыкальная шкатулка, внутри которой ты находишься. 

Ирина Ерисанова: А ведь это и есть шум времени. Что касается документов – здесь мы поставлены в безвыходное положение, так как не можем обнародовать подлинный документ, потому что у нас нет достаточной защиты. 

Галина Лютикова: Да, подлинных документов мы показать не можем, но в данном случае копии, например, писем и открыток, написанных рукой Пастернака, которые можно было взять в руки и попытаться прочитать, имели воздействие подлинника. Тем более, что благодаря нескольким экземплярам, предоставленным Петром Евгеньевичем Пастернаком, мы показали тексты, не дублирующие известный по собранию сочинений корпус писем с Урала, но дополняющий его. И обнаружилась интересные новые штрихи: вроде того, что письма домой адресовались «Его Высокородию академику Леониду Осиповичу Пастернаку», и одна машинописная страничка, - а ведь считается, что он вообще никогда не прикасался к машинке. 

Да и вообще - именно отсутствие подлинников и создает возможность интерактивности. 

Ирина Ерисанова: А еще большая фотография сидящего Пастернака поразительно работала. Она вообще собрала все пространство. 

Наталья Громова: Да, она работает, она уместна.

Вернуться к списку материалов

Контакты

Адрес:  142784, г.Москва, поселение Внуковское, пос.Переделкино, ул.Павленко, д. 3
Дом-музей Б.Л.Пастернака 

Хранитель:

Елена Леонидовна Пастернак

Директор:

Ирина Александровна Ерисанова

E-mail:  pasternakmuz@mail.ru

Телефоны: +7(495)934-51-75
+7 926-118-28-58

 Просим заказывать экскурсии заблаго-временно по телефону в часы работы музея.

Режим работы:
Вт.- Вс. - с 11.00 до 18.00
(касса прекращает работу за 30 мин. до закрытия)
Выходной день- понедельник
Последний вторник каждого месяца - санитарный день
Copyright © 2017 Дом-музей Б.Л.Пастернака в Переделкине. Официальный сайт. v.1.1.
 

Яндекс.Метрика